Подкаст образовательного проекта «Плутарх». Читаем вместе «Избранные Жизнеописания» древнегреческого писателя и философа Плутарха. Ведущий: Александр Клейн. История Древней Греции и Рима. Для детей 9-12 лет и их родителей. Вы и ваши дети узнаете о чем и как писал Плутарх две тысячи лет назад, познакомитесь с жизнеописаниями героев Древней Греции в сравнении с жизнеописаниями героев Древнего Рима.
Спартанцы ненавидели длинные речи и выражались кратко и афористично. В афоризмах как правило содержались правила, которых они держались. Они приучались никогда не раскрывать рта без нужды и говорили только то, что заключало в себе мысль, заслуживающую внимания.
На хоровое пение спартанцы обращали столько же внимания, как и
Спартанцы ненавидели длинные речи и выражались кратко и афористично. В афоризмах как правило содержались правила, которых они держались. Они приучались никогда не раскрывать рта без нужды и говорили только то, что заключало в себе мысль, заслуживающую внимания.
На хоровое пение спартанцы обращали столько же внимания, как и на точность и ясность речи. В самих спартанских песнях было что-то воспламенявшее мужество, возбуждавшее порыв к действию и призывавшее на подвиги. Слова их были просты, безыскусственны, но содержание серьезно и поучительно.
Воспитание молодых становилось уже не таким строгим -- им позволяли ходить за своими волосами, украшать оружие и платье. Радовались, когда они, как кони, горделиво выступали и рвались в битву. В походах гимнастические упражнения молодежи были не так трудны, да и жизнь ее в остальном была не так строга: с них спрашивали меньше отчету, поэтому они были единственным народом, для которого поход мог считаться отдыхом после военных упражнений.
Спартанцы не преследовали и не убивали своих врагов.
Сам Ликург был очень воинствен и принимал участие во многих походах. Ликургу приписывают и деление конницы на "уламы", которые состояли из пятидесяти всадников, подстроенных четырехугольником.
Воспитание продолжалось до зрелого возраста. Никто не имел права жить так, как он хотел, напротив, город походил на лагерь, где был установлен строго определенный образ жизни и занятия, которые имели в виду лишь благо всех. Вообще спартанцы считали себя принадлежащими не себе лично, но отечеству.
Если им не давалось других приказаний, они смотрели за детьми, учили их чему-либо полезному, или же сами учились от стариков. Заниматься ремеслами спартанцам было строго запрещено, копить же богатство не было никакой надобности: богатству уже никто не завидовал и не обращал на него внимания. Землю обрабатывали им илоты, платившие определенный оброк.
Вместе с деньгами исчезли в Спарте, конечно, и всякие тяжбы. Ни корысти, ни бедности там не стало, вместо них явилось равное распределение достатка, простота же жизни имела своим следствием беззаботность. Танцы, пиры, обеды, охота, гимнастика, разговоры в народных собраниях поглощали все их время, когда они не были в походе.
Ликург приучал сограждан не желать жить отдельно от других, напротив, они должны были, как пчелы, жить всегда вместе, сбираться вокруг своего главы и вполне принадлежать отечеству, совершенно забывая о себе в минуты восторга и любви к славе. Такие мысли видны и в некоторых изречениях спартанцев.
Членами герусии Ликург, назначал сперва тех, кто принимал участие в его предприятии. Позже он сделал распоряжение, чтобы в случае смерти одного из них на его место избирался какой-либо из уважаемых граждан более шестидесяти лет от роду. В этом случае начиналось величайшее состязание в мире, Самый лучший и умнейший среди лучших и умнейших людей получал пожизненно в награду высшую власть в государстве, делался господином над жизнью и смертью, честью и бесчестьем, короче, надо всем, что стояло на первом плане.