Разговоры о том, из чего состоит Россия: о нашем культурном наследии, которое мы не всегда замечаем, о том, из чего складываются разные идентичности на территории нашей страны, о ценностях вокруг нас, которые надо научиться ценить, от заброшенных церквей до индустриальных заброшек, от деревенского экзорцизма до кавказского шансона.
Ведущие — антрополог Дмитрий Опарин и журналистка Мария Семендяева.
«Тоже Россия» продолжает спецпроект о людях, сохраняющих и восстанавливающих историческую архитектуру России. Авторы подкаста Мария Семендяева и Дмитрий Опарин предприняли две экспедиции в Ярославскую и Костромскую области и записали несколько часов разговоров с новыми собственниками купеческих особняков, крестьянских теремов и дворянских
«Тоже Россия» продолжает спецпроект о людях, сохраняющих и восстанавливающих историческую архитектуру России. Авторы подкаста Мария Семендяева и Дмитрий Опарин предприняли две экспедиции в Ярославскую и Костромскую области и записали несколько часов разговоров с новыми собственниками купеческих особняков, крестьянских теремов и дворянских усадеб, а также с местными жителями. Это проект о том, как человек меняет дом, а дом в свою очередь меняет человека.
Второй выпуск посвящен терему, построенному в 1902 году в ныне опустевшей деревне Погорелово в Чухломском районе Костромской области. Первым хозяином этого роскошного крестьянского дома был Иван Иванович Поляшов (1850-е годы – 1935) – местный отходник, заработавший капитал в Петербурге. После революции он все потерял, в тереме разместились сельские конторы, а сам Поляшов умер в светелке некогда своего дома. После войны в тереме располагались школа и детский сад. В 1972 году дом Поляшова купил московский художник-концептуалист Анатолий Жигалов. Благодаря Жигалову терем до сих пор сохранился почти в первозданном виде.
В 1980-е Погорелово стало пространством для реализации художественных проектов Анатолия Жигалова и его друзей, в том числе группы «Коллективные Действия». Еще в 1970-е годы в деревне было 19 изб, сейчас Погорелово опустело, стоит лишь бывший терем Поляшова, в котором Жигалов живет по восемь месяцев в году. Дом поражает роскошным резным декором и сохранившимися интерьерами с росписями. Анатолий Жигалов практически ничего не меняет в своем доме, и дореволюционная роскошь контрастирует с бытовым аскетизмом.
Для этого выпуска мы поговорили с Анатолием Жигаловым и бывшими жителями деревни Погорелово, которые помнят то время, когда в доме размещалась сельская школа.
Фотографии из нашей экспедиции, сделанные Антоном Акимовым, и архивные фотографии смотрите в нашем инстаграме @tozhe_rossiya
Мы хотели бы поблагодарить художника Анатолия Жигалова, владельцев Лесного терема Асташово Андрея Павличенкова и Ольгу Головичер, местных жителей Зинаиду Травникову, Антонину Лебедеву, Любовь Кукушкину. Также в организации этой экспедиции нам помог самиздат «Батенька, да вы трансформер».