Разговоры о том, из чего состоит Россия: о нашем культурном наследии, которое мы не всегда замечаем, о том, из чего складываются разные идентичности на территории нашей страны, о ценностях вокруг нас, которые надо научиться ценить, от заброшенных церквей до индустриальных заброшек, от деревенского экзорцизма до кавказского шансона.
Ведущие — антрополог Дмитрий Опарин и журналистка Мария Семендяева.
Более двадцати лет назад профессор университета имени Гумбольдта в Берлине говорил на лекции молодым антропологам, что для того, чтобы изучать сибирский шаманизм, ехать в Сибирь незачем, шаманизма там нет, а сохранились о нем сведения только в этнографической литературе вековой давности. Наш гость, один из ведущих антропологов-сибиреведов
Более двадцати лет назад профессор университета имени Гумбольдта в Берлине говорил на лекции молодым антропологам, что для того, чтобы изучать сибирский шаманизм, ехать в Сибирь незачем, шаманизма там нет, а сохранились о нем сведения только в этнографической литературе вековой давности. Наш гость, один из ведущих антропологов-сибиреведов Штефан Дудек, скоро после лекции отправился на реку Казым в Ханты-Мансийский автономный округ, и остался там надолго жить с ханты, исследовать их шаманизм и идентичности.
Ханты — коренной финно-угорский народ Западной Сибири, они проживают в основном на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Многие ханты заняты в традиционном природопользовании: оленеводстве, охоте, рыболовстве. Мы поговорили со Штефаном Дудеком (Арктический центр Лапландского университета в Рованиеми в Финляндии; Университет Тарту) о современных вызовах, с которыми сталкиваются ханты — коренные жители ключевого нефтедобывающего региона России.
Как и почему до сих про сохраняются практики избегания родственников супруга, а женщины некоторых ханты продолжают покрывать голову в присутствии родителей мужа? Какие отношения выстраивают ханты с нефтедобывающими компаниями и как молодые ханты репрезентуют себя в социальных медиа.